Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

Хоготовская средняя школа

           Открытие Хоготовской церковно – приходской школы состоялось в 1861 году. Для неё была специально построена изба – в одной половине был класс, в другой – квартира для учителя. Училось тогда 12-13 человек, это были дети зажиточных людей Хогота и близлежащих улусов и деревень, включая Верхоленский уезд.

        В 1890 году было построено новое более удобное помещение, и школа была преобразована в двухклассное училище, почётным блюстителем и законоучителем которого был священник Василий Тархов. Вторым учителем была Пляскина Валентина Иннокентьевна. О Пляскиной тепло вспоминает Омбоев, учащийся 1900 – 1904 годов. Он писал, что она не только учила детей наукам, но и занималась подготовкой их к жизни. Учила детей огородничеству, совместно сажали деревья на территории школы и села.

          В 1912 году школа стала школой четырёхгодичным обучением. После революции 1917 года школа была преобразована в высшее начальное училище, директором которой стал Рукис Ян Анцевич (в школе его звали Иван Андреевич), латыш по национальности. До этого он пробыл на каторге и тюрьме 5 лет 7 месяцев и прибыл в Хогот в ссылку. Рукис И.А. 26 лет проработал в Хоготовской школе, был её директором. Имел почётное звание Заслуженный учитель школы РСФСР.

          В 1920 году Хоготовской высшее начальное училище реорганизуется в школу второй ступени с 9-летним сроком обучения. В том же году из – за отсутствия здания школу переводят в улус Хорой – 3 (Харагун), где местные жители – богачи предоставили дома для школы и квартиры учителям. Это было сделано по настоянию Харахинова Михаила Кузьмича – уроженца этого улуса, работавшего в то время врачом в г. Москва. В 1920 году в школе училось 56 учеников: 48 мальчиков и 8 девочек. Через два года число учеников выросла до 87 (66 мальчиков, 21 девочка).

         В 1923 году школа 2-й ступени была принята на аймачный бюджет, и учителя впервые в декабре 1923 года получили оплату труда не мукой и мясом, а деньгами.

          В 1923 году в школе организована комсомольская ячейка, в неё вошло 10 комсомольцев. В 1925 году школа 2-й ступени выпустила первых учеников. В том же году было принято решение вернуть школу в Хогот. Для этого было построено новое здание. Кроме того, школе передали хошунное (волостное) здание и здание тюрьмы. Школа 2 –й ступени просуществовала до 1928 года. В 1928 году в Усть – Орде открылась средняя школа, и старшие классы были переведены в эту школу, а в Хоготе остались 1-7 классы. Школа второй ступени произвела 2 выпуска. Первый в 1926 г. – 6 человек, второй в 1928 г. – 12 человек.

           Оканчивающим её присваивалось звание учителя начальных классов. Учащиеся вели большую работу на селе, помогали ликвидировать неграмотность среди взрослого населения, ставили концерты, агитировали родных вступать в колхозы и первыми вступали в них сами. В грозные годы гражданской войны из школьников была создана дружина самообороны, вооружённая боевыми винтовками и пистолетами.

          Учителями в школе тогда работали: Рукис Ян Анцевич – директор, преподаватель немецкого языка, географии (работал с 1917 по 1946гг.) Попов Иннокентий Афанасьевич – математик (с 1920 по 1925гг.), Вольский Анатолий Романович – филолог (с 1921 по 1924гг.), Вольская Анна Александровна – подготовительные классы (с 1921 по1924 гг.), Попова Анна Николаевна – географ (с 1920 -1922 гг.), Чикина Клавдия Александровна – географ (с 1922 по 1923 гг.), Чикина Мария Александровна (с 1923 по 1924гг.), Копылов Александр Осипович – биолог (1923 по 1933гг.), Никольская Елена Николаевна – обществоведение (1923 по 1925гг.), Дурницын Дмитрий Николаевич – языковед (с 1925 по 1928гг.), Дурницына Анна Александровна – педкласс (с 1925 по1928гг.), Фёдоров Лаврентий Фёдорович – родновед (с1924 по 1934гг.), Горбунов Сергей Петрович – физик (1924 по 1925гг.), Федюкович Антон Григорьевич – директор, языковед(с 1930 по 1940гг.).

          С 1928 года школе присвоили статус школы крестьянской молодёжи. Было введено преподавание сельскохозяйственных дисциплин, организована учебно – производственная база. Школа имела 20 га пахотной земли, до 100 га сенокосных угодий, 4 коровы, 4 лошади, свиней, набор сельскохозяйственных машин. При школе имелся огород, где под руководством учителя – агронома Копылова Александра Осиповича выращивали богатый урожай овощей. При школе имелся интернат, в котором проживало до 75 учеников. Продуктами учащиеся обеспечивали себя сами. 1 мая 1928 года в школе впервые заговорило радио. В 1934 году ШКМ стала неполной средней школой.

         Несомненно, значимым событие в селе стало открытие в 1944 году открытие детского дома, в стенах которого жили дети погибших и пропавших на полях Великой Отечественной войны. В том же здании годами позже располагался интернат, где жили приезжие школьники. Директором детского дома был Александр Иванович Печёрский. В детском доме трудились воспитателями: Валентина Фёдоровна Стерхова, Антонида Фёдоровна Шастина, Яков Васильевич Семёнов. Здесь жили и учились дети разных национальностей – буряты, русские, белорусы, татары, корейцы…

           Не стираются из памяти старшего поколения имена педагогов, работавших в то время: Валентины Васильевны Балдыновой, Анны Фёдоровны и Иннокентия Прокопьевича Шульгиных, Александра Осиповича и Лидии Васильевны Копыловых, Ивана Даниловича и Евдокии Андреевны Ханташкеевых, Анфису Павловну и Николая Васильевича Сырцевых, Алексея Дмитриевича и Елизавету Ивановну Цой, Надежду Григорьевну Огнёву, Ю.А. Копылова. Все учителя были опытными, проработавшие в школе не один год.

          Самыми тяжёлыми для школы были военные и послевоенные годы. Учителям и учащимся приходилось самим заготавливать для школы дрова, пилить вручную, возить на лошадях и быках. Учебно – материальная база школы, условия для учёбы школьников были несравнимы с нынешними временами. Занятия проходили в две смены. В зимнее время – печное отопление, керосиново – ламповое освещение. Не хватало учебников по предметам, художественной литературы, наглядных пособий, пользовались деревянными ручками со стальными перьями, чернилами из чернильниц – непроливашек, которые каждый ученик носил их с собой.

          В начальных школах дети обучались по национальной программе на бурятском языке, русский язык был как отдельный предмет. И разговорная среда дома у ребят тоже на бурятском языке. Перейдя в 5 класс средней школы, не владея хорошо разговорным русским языком, словарным запасом слов, дети испытывали определённые трудности. Но благодаря профессиональному мастерству, опыту учителей Н.П. Копыловой, А.Ф. Шульгиной и И.Д. Ханташкеева школьники неплохо овладевали правилами русской грамматики, учились правильно, грамотно выражать свои мысли в письменной и разговорной речи.

        В школе в те годы обучались дети из улусов Унгура, Кайзеран, Бортой, Подток, Мухар, Шутхалун, Хотогор, Старый Хогот, Улан, Булук, Горхон, Зангут, Харагун Хандагай, Холбот, Байша, Тухум, Нагатай, Малан, из деревень Воронцовка, Духовщина, Лидинская, Васильевка, Гоголевка (Половинка). При школе не было интерната. Все приезжие учащиеся проживали на частных квартирах. Учащиеся в любую погоду, в холод и в слякоть с котомкой за плечами с двумя буханками хлеба шли в школу и через неделю учёбы обратно домой пешком. Занятия отменялись в лютые морозы.

         Ежегодно в страдную пору отменялись занятия у старших классов. Учащиеся отправлялись в хозяйства на месяц для участия в уборке урожая. В основном, ребята работали на току, перелопачивали бурты, чтобы не сгорало влажное зерно, сортировали его ручной веялкой. Кто – то заменял работников ферм, ушедших на уборочные работы. Срок «командировки» не выдерживался, по мере того, как хозяйства управлялись с делами, учащихся отзывали на занятия.

         Нередко весной старшеклассники вместе с учителями, с техработниками готовили дрова для школы.

         Школьники того времени были с малых лет приучены к труду. Все ученики в каникулярное время работали на поле вместе с взрослыми на заготовке кормов для общественного скота, на ферме – пастухами, девочки – доярками.

         Директором школы в конце 40-х годов был Исаак Прокопьевич Санхядов, математик. Один из сильнейших шахматистов района. В начале 50-х годов он был переведён директором Баяндаевской средней школы. Его заменил Борис Буинович Буинов, фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны. Из руководителей школы он всех дольше проработал на этой должности.

         В 1955 году было два десятых выпускных класса, где было около сорока выпускника. Окончившие школу были 1936 – 1937 годов рождения. Были и постарше, по каким-то причинам отставшие, прежде всего, конечно, из-за материального положения. Не все выпускники сразу после школы смогли продолжать обучение. Но кто-то, отработав год два на производстве, кто – то отслужив в армии положенный срок, становились студентами, кончали высшие и средние учебные заведения.                  

         Не одно поколение воспитано в Хоготовской средней школе. Многие выпускники стали известными людьми. Это Павел Табинаевич Хаптаев – доктор исторических наук, Асалхан Ользонович Бороноев – доктор философских наук, Владимир Бузинаевич Борсоев – гвардии полковник, Герой Советского Союза. Погибший в Великую Отечественную войну, Вячеслав Владимирович Мантатов – доктор философских наук, Людмила Борисовна Бюраева – Заслуженный учитель школы РСФСР, Сергей Степанович Бороноев – Заслуженный врач РСФСР, Любовь Андреевна Стерхова – отличник народного образования, делегат Всесоюзного съезда учителей и многие другие. 

          Хоготовская средняя школа носит имя ученого – земляка Бороноева Асалхана Ользоновича, выпускника Хоготовской средней школы, известного специалиста в области теоретической и этнической социологии, истории русской социологии. А.О. Бороноев поддерживает со школой тесную связь.

          Научная, педагогическая и общественная деятельность Бороноева А.О. отмечена общественными (научными) и правительственными наградами. Он награждён орденами «Знак Почёта» (1986), Дружбы (2005) и медалями «За воинскую доблесть» (1970), «В память 300-летия Санкт — Петербурга» (2003), «Агвана Доржиева» (2006), «350 лет добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства» (2011), «За заслуги перед Республикой Бурятия» (2014). Асалхан Ользонович имеет почётные звания «Заслуженный деятель науки республики Российской Федерации» (1998), «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия» (1997), «Почётный профессор СПбГУ». Его деятельность отмечена научными наградами – Золотой и серебряной медалями П.А. Сорокина, медалями В.И. Вернадского, Г.И. Петровского и другими знаками отличия.

В разные периоды директорами школы работали:

Рукис Ян Анцевич (Иван Андреевич) 1920-1932, 1940 -1946

Федюкович Антон Григорьевич           1932 -1940

Санхядов Исаак Прокопьевич               1946 – 1950

Буинов Борис Буинович                         1950 -1959

Хахинов Виктор Ильич                          1959 – 1961

Прокопьев Николай Ользонович          1961 – 1963

Иванов Андрей Николаевич                  1963 -1964

Ангаев Николай Ользонович                 1964 -1966

Александров Роман Степанович           1966 – 1967

Михайлов Семён Иванович                   1967 – 1972

Хингеев Михаил Панфилович                1972 – 1974

Пак Алексей Дмитриевич                       1974 -1976

Мантраков Лаврентий Борисович          1976 -1979

Францева Елена Семёновна                    1979 – 1981

Самбарова Эльвира Петровна                 1981 – 1983

Убодоев Александр Егорович                 1983 – 1984

Алтаев Иннокентий Сергеевич               1984 – 1986

Урмаев Геннадий Александрович           1986 – 1988

Нагатаев Леонид Александрович            1988 – 1989

Францев Климентий Степанович            1989 – 1995

Самбаров Николай Иванович                  1995 – 1997

Бадмаев Андрей Санжеевич                      1997 -1999

Попова Татьяна Яковлевна                       1999 – 2007

Саввинова Дора Павловна                         2007 – 2012

Табинаев Николай Прокопьевич              2012 – 2017

Николаев Игорь Вячеславович                 2017                   

Рукис Ян Анцевич,

первый директор Хоготовской школы,

уроженец Латвии. (1876 – 1946)

        

 Ян Анцевич Рукис – политический ссыльный, латыш по национальности, интернационалист, первый директор высшего начального училища в Хоготе, которого в народе называли Иваном Андреевичем. Он пользовался непререкаемым авторитетом, большим уважением среди местного населения. Он прожил большую и сложную жизнь, но всегда оставался Учителем с большой буквы.        «Очень скромный, аккуратный, трудолюбивый. Пользуется огромным авторитетом среди населения, учителей и учащихся. Не любит внешней напыщенности, показухи». Это сказано об учителе Хоготовской неполной средней школы Ян Анцевиче Рукис.

          Я проработал с Иваном Андреевичем с 1923 по 1932 год и текущий 1934-1935 учебный год. С ним я делился своими радостями и горестями. Когда его нет в школе, я лично чувствую какую-то пустоту».

          Иван Андреевич преподает немецкий, ведет кружок пения, занимается с учениками посадкой деревьев возле школы, изучает с ними историю местного края, консультирует учителей, учит неграмотных. Его воспитанники отличаются хорошими знаниями. Рукис борется за каждого ученика, многих он удержал в школе, вывел в люди. Среди его воспитанников есть инженеры, врачи, учителя, партийные работники. Например, Георгий Малгатаев работает инженером, Екатерина Афанасьева окончила Ленинградский медицинский институт, Мария Кракова – учительница Баяндаевской неполной средней школы и другие.

             В год юбилея – 35-летия педагогического стажа коллектив школы ходатайствовал о награждении И.А. Рукиса орденом Ленина, просит присвоить школе имя её основателя – И.А. Рукиса». 

 «… Педагогический стаж – 39 лет, организатор школы, лучший учитель в аймаке и Бурятии, активный борец за дело просвещения… Ходатайствовать перед ЦИК Бурят-Монгольской Республики о присвоения звания «Заслуженный учитель…» Считать необходимым чествование 40-летия общественно-политической деятельности в 1937 году…» А за два года до этого коллектив учителей и общественность села ходатайствовала о присвоении школе имени её основателя И.А. Рукиса, также было отправлено прошение и в Москву, в котором сельчане просили наградить директора школы орденом Ленина.

           Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 мая 1946 г. Рукису Ян Анцевичу директору Хоготовской школы было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В том же году он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.».

          Когда И.А. Рукис находился уже в почтенном возрасте, а это время пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны, его вновь пригласили директорствовать, и он согласился, во второй раз за очень короткое время вывел Хоготовскую среднюю школу в разряд лучших школ в Усть-Ордынском автономном округе. Учащиеся школы занимались тогда в три смены, при лучах керосиновых ламп, с минимумом учебных принадлежностей, но старались освоить науку. Несмотря на трудности, коллектив школы под чутким руководством И.А. Рукиса трудился слаженно, без остатка посвящая себя нелегкому труду педагога.

          Память о первом директоре Хоготовской школы бережно хранит музей Хоготовской средней школы им. А.О.Бороноева. Именно важные этапы развития школы, её традиции связаны с его деятельностью. Дух творчества и интеллигентности в Хоготовской школе заложил Рукис Ян Анцевич со своими коллегами – учителями, и этот дух продолжается до сих пор.

 

Ангарова Лидия Абогоевна,

учитель родного языка и литературы Хоготовской средней школы,

уроженка улуса Нагатай. (1939 – 2015)

 

         

 Трудовой стаж Лидии Абогоевны как учителя начался с ноября 1959 года в Старо-Хоготовской семилетней школе. Ангарова Л.А. окончила филологический факультет Бурятского государственного педагогического института имени Доржи Банзарова. С 1971 года всю свою деятельность Лидия Абогоевна посвятила Хоготовской средней школе. Выучила не одно поколение учеников, многие из которых пошли по стопам своей любимой учительницы. Её ученица Валентина Геннадьевна Танганова продолжила её дело.

         Лидия Абогоевна разработала авторскую программу по факультативному курсу родного языка, создала «Словарь диалектов бурятского языка», включающий в себя более 200 слов. Её уроки проходили на высоком теоретическом уровне с использованием технических средств обучения и дидактических раздаточных материалов. Ею собран и классифицирован богатый краеведческий материал. Лидия Абогоевна много лет руководила фольклорным кружком «Алтаргана», её воспитанники занимали призовые места на районных, окружных олимпиадах. Она делилась своим опытом, мастерством с коллегами, активно участвовала в жизни школы, села. Общий педагогический стаж её составлял почти полвека.

          Лидия Абогоевна вела активную общественную деятельность. Являлась председателем профсоюзного комитета школы, секретарём партийной организации школы, участницей художественной самодеятельности, фольклорных праздников, агитбригад.

         За многолетний и добросовестный труд в обучении, воспитании подрастающего поколения Лидия Абогоевна отмечалась Почётными грамотами районного, окружного, областного отделов образования, Министерства просвещения РСФСР. Отличник народного просвещения (1984), обладатель нагрудного знака «Старший учитель» Иркутского главного управления народного образования. В 1997 году была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

Амшеев Николай Алексеевич,

участник ликвидации последствий аварии ядерного взрыва в Челябинской области,

учитель истории, уроженец улуса Гаханы. (1940 г.р.)

 

           

После окончания средней школы в 1958 году по комсомольской путёвке весь выпуск Гаханской средней школы остался в родном колхозе им. А.Жданова: работать на ферме и поднимать сельское хозяйство. В 1959 году подошло время службы в армии. Три года армейской службы прошли в Челябинске-40. Там произошла первая крупная радиационная катастрофа на ядерном комбинате «Маяк» в 1957 году. Была аналогичной по масштабам Чернобыльской, которая долгое время была засекреченной.

          Военная часть, в которой служил Николай Алексеевич, охраняла все объекты комбината «Маяк» и участвовала в ликвидации последствий той катастрофы. Намного позже Николай Алексеевич получил статус участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и был приравнен к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        За отличную службу Николай Алексеевич был неоднократно награждён Почётными грамотами и благодарностями руководства военной части.

        После демобилизации в сентябре 1962 года он до вступительных экзаменов в институт работает в райкоме комсомола инструктором. На следующий год становится студентом исторического факультета Иркутского педагогического института. Увлечение историей ещё в школьные годы повлияло на выбор будущей профессии.

         После окончания по распределению поехал с супругой в одну из школ Аларского района учить детей. Отработав два года, супруги Амшеевы, вернулись в Баяндаевский район. Сначала работал директором Шутхалунской восьмилетней школы, после закрытия этой школы перевёлся в Хоготовскую среднюю школу учителем истории. В 1980-е годы переехал с семьёй в Гаханы — малую родину Николая Алексеевича.

          С супругой Марией Бахтановной вырастили, воспитали пятерых детей. Долгие годы он возглавляет Совет ветеранов МО «Гаханы».

Антонина Буентуева

 

Рябцева Валентина Александровна,

учитель географии, уроженка села Тургеневка. (1932 г.р.)

 

         

Валентина Александровна Докучиц родилась в многодетной семье. Дед её Артём Докучиц в далёком 1909 году в годы столыпинской реформы был отправлен в Сибирь, чтобы выбрать подходящее место для переселенцев из Белоруссии. Получил, как и все переселенцы, землю бесплатно, обзавёлся семьёй.

          Во время войны Валя каждое лето была на прополке пшеницы, заросшей осотом. Осот дергали голыми руками. Помогала 15-летнему брату, который на быках пахал землю «красноармейкам» (так называли женщин, чьи мужья были на фронте). Семья получала от государства деньги за военнослужащего отца, который из Монголии возил на передовую лошадей.

           А как интересно наблюдать, как растут ученики, как они с каждым годом становятся умнее. Дети прощают чрезмерную строгость, но никогда не прощают равнодушия и черствости.

           Любит Валентина Александровна «последний звонок» в школе, очевиден плод труда учителей светлеют их лица. Она ещё говорит о том, что «чудная у нас растёт смена, любознательная, талантливая, и знает в тысячу раз больше, чем мы в их годы».

            Сейчас жить помогают сын и внучка, они часто её навещают. Сыном Сергеем она гордится. Он работает главой администрации муниципального образования «Васильевка» Баяндаевского района.  После Хоготовской средней школы Валентина Александровна работала в средней школе №1 учителем географии и проживает в Хомутово с 1982 года.

          В 1978 году Валентина Александровна награждена орденом «Знак Почёта», медалями к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне.  Она ветеран тыла, ветеран труда. После выхода на пенсию Валентина Александровна долгое время работала в Совете ветеранов, вела общественную деятельность.

        

Людмила Фёдорова

 

Шульгины Анна Фёдоровна (1903-1987),

 Иннокентий Прокопьевич (1905-1975)

учителя-орденоносцы Баяндаевской и Хоготовской школ.     

 

         Анна Фёдоровна прожила большую интересную жизнь. В 1920 году Анна Фёдоровна Тарбеева после окончания Иркутской женской гимназии с педагогическим уклоном начала работать в начальной школе в Гушитах. Работала в Кокоринской и Ользоновской школах Ользоновского хошуна.

          Анна Фёдоровна вспоминала: «Трудное было время в первые годы работы, бандитизм, разруха. Многие учителя уходили из школы, так как зарплаты не было, получали продуктами. Первую зарплату деньгами получили только в 1923 году».

         Учила Анна Фёдоровна не только детей, но и взрослых, в 1923-1925 годы работала в избе-читальне, где занималась ликвидацией безграмотности с взрослым населением.  Приехала в село Баяндай с мужем Иннокентием Прокопьевичем Шульгиным. В школе, где проходили занятия, в одной из комнат жила молодая семья учителей. Анна Фёдоровна преподавала русский язык и литературу, Иннокентий Прокопьевич – географию, рисование.

           Вела кружок детских корреспондентов, под её руководством заметки детей печатались на страницах газет «Знамя Ленина», «Восточно-Сибирская правда», выпускала с учениками общешкольный журнал.

          В 1929 году в коллектив школы прибыли учителя Тарбеевы Елизавета Ивановна и Евгений Фёдорович, Истомина Екатерина Евгеньевна. Занятия проходили в нескольких помещениях по улице Некунде (в бывших домах зажиточного крестьянина М.Ф. Недосекина, в доме Карповых, Верхозина Н.).

           К середине тридцатых годов почти все дети школьного возраста учились, была ликвидирована массовая безграмотность. В 1935 году открываются два пятых класса. В том же году было перекатано здание под школу из деревни Шаманка. С помощью колхозов и общественных организаций школа была построена и преобразована в семилетнюю школу. Ежегодно увеличивается число учащихся. Первым директором семилетней школы с. Баяндай становится Шульгин Иннокентий Прокопьевич. Штат учителей пополнился новыми молодыми специалистами. Сырцова Анфия Павловна, Помазкина Прасковья Ивановна, Алсаев Роман Тобогоевич – историк, Куликов Алексей Степанович – биолог, Плескач М.И. – математик, братья Глызины Александр Алексеевич, Алексей Алексеевич и Елизавета Александровна.

         В 1939 году Анна Фёдоровна Шульгина в числе отличившихся учителей Иркутской области была на приёме у председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина и была награждена орденом «Знак Почёта».

          Шульгина А.Ф. двадцать лет подряд пять созывов избиралась депутатом окружного Совета депутатов. Первая её сессия состоялась в 1937 году в посёлке Усть-Ордынский, сюда съехались 55 депутатов. С 1943 года она становится депутатом Верховного Совета РСФСР от Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа.

          По итогам 1940-1941 учебного года среди учителей района, достигших отличных успехов, отмечена учительница-орденоносец Баяндаевской неполной средней школы Шульгина А.Ф.

           В 1944 году Шульгины переехали в село Хогот. Оба супруга также плодотворно, самоотверженно трудились в Хоготовской средней школе. Иннокентий Прокопьевич Шульгин был награжден орденами Ленина (1954) и Трудового Красного Знамени.

           Анна Фёдоровна на протяжении многих лет являлась сельским корреспондентом газет «Заря», «Знамя Ленина». Героями её материалов были люди труда. Она рассказывала о добрых делах и трудовых свершениях сельчан.