Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

Зарождение сёл

 

Зарождение сел Ользоны, Баяндай и Хогот вдоль

Якутского тракта в связи образованием Иркутско-Якутского почтового тракта в 1782 г.

 

      Создание ямской государевой службы в 1782 году было стратегической необходимостью, которая диктовалась нуждами более полного освоения богатейших просторов Сибири и недавно открытой Аляски. Почтово-ямская служба начала работать ещё раньше. Первые станции были открыты 1742 году. Расстояние от Иркутска до Якутска насчитывало 2700 вёрст, и необходимость создания действенной связи заставила на длину дневного лошадиного перехода устраивать ямские дворы, на которых можно было поменять лошадей и передохнуть. От Иркутска до Качуга такими станциями стали ныне всем известные населенные пункты Хомутово – Оёк – Харганай (Усть-Орда) – Ользоны – Баяндай – Хоготы – Манзурка – Харбатово и т.д.

     Села Ользоны, Баяндай, Хогот имеют солидный возраст. Эти села сформировались вдоль старого знаменитого Якутского тракта. Иркутско — Якутский почтовый тракт был основан в 1742 году. С учреждением в 1782 г. государственного Почтового департамента ямские дворы стали называться почтовыми станциями, и они располагались через каждые 30 вёрст. Через каждые тридцать вёрст были установлены верстовые столбы:  Хомутово – Оёк – Харганай (Усть-Орда) – Ользоны – Баяндай – Хоготы – Манзурка – Харбатово  — Качуг. Обслуживание ямской гоньбы было возложено на местное население, которое несло специальную «ямскую повинность». При создании в 1782 году государевой ямской службы на огромные просторы Сибири переселились специальным указом жители центральных регионов России, которые несли службу при ямских дворах. В нашем крае тогда такими служащими были крещёные буряты, вышедшие из своих родов и селившиеся по месту службы.

      Как и по всей России до Октябрьской революции у населения Баяндая, Ользоны, Хогот и других населенных пунктов было имущественное неравенство. Были среди них состоятельные, зажиточные хозяева, купцы, на которых гнули спину бедняки. Бурятские нойоны не ограничивались ведением крупного земледельческо-скотоводческого хозяйства. Источники свидетельствуют, что обширное хозяйство нойонов было связано с торгово-промышленным предпринимательством. Почти все нойоны являлись содержателями почтовых станций и занимались почтовой гоньбой. По нескольку почтовых пар лошадей держал тайша Верхоленского ведомства Б. Орхоков (1850-е годы).  Предреволюционные годы в селении Баяндай Михаил Недосекин держал заезжие дворы и десятки лошадей в Баяндае и Ользонах и занимался почтовой гоньбой, извозом грузов, арестантов на Север. Купец С. Брегель, мещанин И. Башкиров имели магазины, продавали мануфактуру, спиртное и другие товары.

      Якутский же тракт был основной магистралью, связывающей Иркутск с северными населёнными пунктами Иркутской губернии и с якутским краем. По нему осуществлялись перевозки грузов, почты, людей до Верхоленска, Качуга и дальше водным путём по реке Лене вплоть до Якутска и далее. Обратно оттуда возили золото, пушнину. Также Якутский тракт широко и печально известен кандальным звоном. По нему власти при царизме перемещали арестантов – политических ссыльных к месту поселения. По этой дороге в 18 веке, через наше, тогда ещё маленькое селение, были сосланы революционер Александр Радищев на Илим, один из первых организаторов марксистских кружков в России Николай Федосеев в Жигалово. А в начале XX века по Баяндаю к месту ссылки проходили Валериан Куйбышев  – в Тутуру, Михаил Фрунзе и Вячеслав Молотов – в Манзурку, впоследствии ставшие видными руководящими деятелями Советского государства. Проходили также Рукис Ян Анцевич   , Некунде Карл Карлович , отбывали ссылку в наших краях. Бывший политический ссыльный Рукис Я.А. провёл на каторге и в тюрьме 5 лет 7 месяцев. Рукис Я.А. приехал в селение Хогот в 1917 г.

      Регулярные перевозки грузов на север относятся к концу XVII века. Тогда якутский тракт представлял улучшенную грунтовую дорогу с верстовыми столбами и ямскими дворами, где гонцы — ямщики сменяли лошадей.

       Возникновение сел Ользоны, Баяндай, Хогот связано с появлением на якутской столбовой дороге ямщицких заезжих дворов, почтовых станций. По — бурятски почтовые станции означает «уртоо».

       Место основания селения Баяндай было не очень благоприятным в смысле погодных условий. (Из-за водораздела здесь особый климат, зимой очень холодно).  Ввиду их удачного географического расположения, сдвинуть их куда-то в другое место было невозможно. Люди, знающие историю края, свои родословные корни, сходились на том, что Баяндаю, Ользонам и Хоготу около трёх веков.

       Первыми создателями заимки были русские люди, выходцы из западной части России. После основания казачьими отрядами в XVII веке опорных пунктов (острогов) вокруг них селились русские крестьяне, служилые и промышленные люди. С присоединением Прибайкалья к русскому государству появилась необходимость заселения и освоения края. Местные воеводы, приказчики отправляли специальных вербовщиков в Енисейский острог для призыва людей на Илимские, Братские и Ленские земли. Больше всего население росло за счёт оседания вольных людей, бежавших от крепостной неволи, или кто скрывался от наказаний. Это были сильные духом, смелые, предприимчивые люди.

       Этноним «Баяндай», «Ользоны» произошли от имени родоначальников рода Баяндай и Ользон. Из истории известно, что бурятский народ произошёл от монгольского мира и состоит из крупных племён Эхирита, Булагата, Хори и Хонгодора. Прадедом эхиритцев (баяндаевцев) был мифический легендарный Эхирит.  Существуют предания о том, что в местах, где обосновались села Баяндай и Ользоны обитали в далёком прошлом до прихода русских потомки Баяндая и Ользон.

       В XVII – вначале XX века между русскими и бурятами установились тесные связи, стало распространенным явлением смешанные браки, появилась особая группа населения – карымы. Их селения постепенно превратились в русские деревни и села. Так возникли села Баяндай, Ользоны и Хогот.

       Из рассказа многих старожилов сёл Баяндай, Ользоны, они помнили и знали, что предки их Недосекиных, Верхозиных, Сидоровых, Гавриловых, Чернаковых, Бертуновых, Серебренниковых и других имели бурятские корни.

        Предреволюционное время, в советские времена вплоть до войны крестьяне наших улусов, деревень и сёл выполняли дорожно-гужевые повинности по перевозке грузов. Ямщики ходили с обозом гужевого транспорта из Иркутска до Качуга. Возили продукты питания, одежду, различное оборудование. Завоз осуществляли в зимнюю пору. Тогда таким образом обеспечивался «северный завоз», ведь с Качуга река Лена становится судоходной для крупнотоннажных морских и речных судов. Речным путём по реке Лене груз доставлялся далее на север.

       По перевозке грузов активное участие принимали крестьяне с участка Гоголевка, образовавшие деревню Гоголевка в 1909 году, (дозаселение происходило за счет переезда людей из Верхоленского уезда ныне Качугского района).

       В 30-ые годы в связи с расширением освоения Севера, с организацией золотопромышленных предприятий, село Баяндай становится крупным автотранспортным узлом. В  1933 году 7 июля Постановлением СНК СССР № 1380 организовано государственное Ангаро-Ленское транспортное управление «Ирзолототранс», осуществлявшее перевозку грузов по трактам и водным путём для золотопромышленных предприятий, расположенных в Восточной Сибирском крае и Якутской АССР. Предприятие ликвидировано 1 марта 1951 года. (Ист.: Госархив Иркутской обл. Путеводитель. – Иркутск, 1975. – С.181.)

      В Баяндае были построены и размещены четыре крупных гаража: «Верхлентранс» (Верхоленский транспорт), «Золототранс» (Золототранспорт), «Слюдатранс» (Слюдатранспорт), «Верхнеленгоспара» (гараж Верхнеленского государственного речного пароходства). Последний   был открыт в 1932 году в небольшом пункте отстоя Осетрово. За прошедшие годы оно превратилось в крупнейшее транспортное предприятие региона, в состав которого входит около 120 единиц флота. Верхнеленское Речное пароходство обеспечивает отдаленные территории Приангарья и Якутии всем необходимым для жизни и работы.

      «Верхлентранс» располагался по улице Трактовой ныне Некунде с. Баяндай. Позже на том месте находилась автобаза, гаражи не сохранились. Место расположения «Золототранса» – ныне переулок Клубный и по улице Трактовой (ныне ул. Некунде).

      Гараж «Ленгоспар» находился на том месте, в советское время на том размещалась заготовительная контора переулок. Все гаражи имели свои ремонтные базы и одно предприятие «Золотопродснаб». С 1936 в селе Покровка на территории колхоза им. Сталина находился гараж «Якутсельхозснаб». ( Р-64, оп.1, л.д.22). 

     Через Баяндай из города Иркутск до Бодайбо, Алдана, Мама, Якутска и других населенных пунктов доставлялись различные грузы: техника, оборудование, продовольственные и промышленные товары. В Баяндае имелась небольшая электростанция, обслуживающая предприятие «Золотопродснаб», гаражи, гостиницу. Двухэтажное деревянное здание, перевезенное из Иркутска в 1936 году, служило гостиницей для транзитных шоферов, следующих с северными грузами в Качуг, Жигалово, Усть-Кут. Грузы возили на газогенераторных автомашинах – ЯрАЗах, которые заправлялись не горюче смазочным материалом, а березовыми чурками. Для этой цели в селе Баяндай была открыта чуркобаза по заготовке чурок, для обслуживания этих газогенераторных машин. Вначале Великой Отечественной войны на чуркобазе работали пленные финны. После войны гужевой транспорт был отменён, их сменили автомашины.   

     Кроме транспортных организаций в Баяндае находились пункты «Заготзерно» и «Заготсено», небольшая промартель и три магазина.

 В 1930 году под клуб использовали помещение бывшей церкви Михаила Архангела.  Кинофильмы демонстрировали в этом здании. Дома, принадлежавшие ранее раскулаченным крестьянам, использовались для размещения различных учреждений. Дома зажиточных раскулаченных крестьян Брегеля, Сидорова, Михалева, Недосекина были использованы под сбербанк, отделение Госбанка, радиоузел, почтовое отделение, магазин, общежитие для рабочих МТС. 

    В селе Баяндай в 1935 году была построена школа, здание было перекатано из деревни Шаманка, преобразовалась в неполную среднюю школу. Ее первым директором стал Шульгин И.П. В Баяндаевской неполной средней школе работают молодые учителя: Сырцева А.П., Помазкина П.И., Алсаев Р.Т. Куликов А.С., Плескач М.И., братья Глызины, Глызина Е.А.

       В числе отличившихся учителей Иркутской области в 1939 году Анна Федоровна Шульгина награждена орденом «Знак Почета».

      Село Баяндай имело тогда две улицы – Трактовую и Заречную.  С конца 30-х годов область, округ, в том числе и Баяндаевский район стал заселяться «плановыми» переселенцами из центральной части России, Татарии, Курской, Саратовской и других областей. В военные и послевоенные годы переселенцами стали прибалты – литовцы, чуваши, новые группы татар.

       Из военного разора и упадка колхозы поднимались медленно и трудно. Не хватало техники. Молодежь уходила из села.

Регулярные перевозки грузов на север относятся к концу XVII века. Тогда якутский тракт представлял улучшенную грунтовую дорогу с верстовыми столбами и ямскими дворами, где гонцы — ямщики сменяли лошадей.

       Возникновение сел Ользоны, Баяндай, Хогот связано с появлением на якутской столбовой дороге ямщицких заезжих дворов, почтовых станций. По — бурятски почтовые станции означает «уртоо».

       Место основания селения Баяндай было не очень благоприятным в смысле погодных условий. (Из-за водораздела здесь особый климат, зимой очень холодно).  Ввиду их удачного географического расположения, сдвинуть их куда-то в другое место было невозможно. Люди, знающие историю края, свои родословные корни, сходились на том, что Баяндаю, Ользонам и Хоготу около трёх веков.

       Первыми создателями заимки были русские люди, выходцы из западной части России. После основания казачьими отрядами в XVII веке опорных пунктов (острогов) вокруг них селились русские крестьяне, служилые и промышленные люди. С присоединением Прибайкалья к русскому государству появилась необходимость заселения и освоения края. Местные воеводы, приказчики отправляли специальных вербовщиков в Енисейский острог для призыва людей на Илимские, Братские и Ленские земли. Больше всего население росло за счёт оседания вольных людей, бежавших от крепостной неволи, или кто скрывался от наказаний. Это были сильные духом, смелые, предприимчивые люди.

       Этноним «Баяндай», «Ользоны» произошли от имени родоначальников рода Баяндай и Ользон. Из истории известно, что бурятский народ произошёл от монгольского мира и состоит из крупных племён Эхирита, Булагата, Хори и Хонгодора. Прадедом эхиритцев (баяндаевцев) был мифический легендарный Эхирит.  Существуют предания о том, что в местах, где обосновались села Баяндай и Ользоны обитали в далёком прошлом до прихода русских потомки Баяндая и Ользон.

       В XVII – вначале XX века между русскими и бурятами установились тесные связи, стало распространенным явлением смешанные браки, появилась особая группа населения – карымы. Их селения постепенно превратились в русские деревни и села. Так возникли села Баяндай, Ользоны и Хогот.

       Из рассказа многих старожилов сёл Баяндай, Ользоны, они помнили и знали, что предки их Недосекиных, Верхозиных, Сидоровых, Гавриловых, Чернаковых, Бертуновых, Серебренниковых и других имели бурятские корни.

        Предреволюционное время, в советские времена в годы войны крестьяне наших улусов, деревень и сёл выполняли дорожно-гужевые повинности по перевозке грузов. Ямщики ходили с обозом гужевого транспорта из Иркутска до Качуга. Возили продукты питания, одежду, различное оборудование. Завоз осуществляли в зимнюю пору. Тогда таким образом обеспечивался «северный завоз», ведь с Качуга река Лена становится судоходной для крупнотоннажных морских и речных судов. Речным путём по реке Лене груз доставлялся далее на север.

       По перевозке грузов активное участие принимали крестьяне с участка Гоголевка, образовавшие деревню Гоголевка в 1909 году, (дозаселение происходило за счет переезда людей из Верхоленского уезда ныне Качугского района).

       В 30-ые годы в связи с расширением освоения Севера, с организацией золотопромышленных предприятий, село Баяндай становится крупным автотранспортным узлом. В  1933 году 7 июля Постановлением СНК СССР № 1380 организовано государственное Ангаро-Ленское транспортное управление «Ирзолототранс», осуществлявшее перевозку грузов по трактам и водным путём для золотопромышленных предприятий, расположенных в Восточной Сибирском крае и Якутской АССР. Предприятие ликвидировано 1 марта 1951 года. (Ист.: Госархив Иркутской обл. Путеводитель. – Иркутск, 1975. – С.181.)

      В Баяндае были построены и размещены четыре крупных гаража: «Верхлентранс» (Верхоленский транспорт), «Золототранс» (Золототранспорт), «Слюдатранс» (Слюдатранспорт), «Верхнеленгоспара» (гараж Верхнеленского государственного речного пароходства). Последний   был открыт в 1932 году в небольшом пункте отстоя Осетрово. За прошедшие годы оно превратилось в крупнейшее транспортное предприятие региона, в состав которого входит около 120 единиц флота. Верхнеленское Речное пароходство обеспечивает отдаленные территории Приангарья и Якутии всем необходимым для жизни и работы.

      «Верхлентранс» располагался по улице Трактовой ныне Некунде с. Баяндай. Позже на том месте находилась автобаза, гаражи не сохранились. Место расположения «Золототранса» – ныне переулок Клубный и по улице Трактовой (ныне ул. Некунде).

      Гараж «Ленгоспар» находился на том месте, в советское время на том размещалась заготовительная контора переулок. Все гаражи имели свои ремонтные базы и одно предприятие «Золотопродснаб». С 1936 в селе Покровка на территории колхоза им. Сталина находился гараж «Якутсельхозснаб». ( Р-64, оп.1, л.д.22). 

     Через Баяндай из города Иркутск до Бодайбо, Алдана, Мама, Якутска и других населенных пунктов доставлялись различные грузы: техника, оборудование, продовольственные и промышленные товары. В Баяндае имелась небольшая электростанция, обслуживающая предприятие «Золотопродснаб», гаражи, гостиницу. Двухэтажное деревянное здание, перевезенное из Иркутска в 1936 году, служило гостиницей для транзитных шоферов, следующих с северными грузами в Качуг, Жигалово, Усть-Кут. Грузы возили на газогенераторных автомашинах – ЯрАЗах, которые заправлялись не горюче смазочным материалом, а березовыми чурками. Для этой цели в селе Баяндай была открыта чуркобаза по заготовке чурок, для обслуживания этих газогенераторных машин. Вначале Великой Отечественной войны на чуркобазе работали пленные финны. После войны гужевой транспорт был отменён, их сменили автомашины.   

     Кроме транспортных организаций в Баяндае находились пункты «Заготзерно» и «Заготсено», небольшая промартель и три магазина.

 В 1930 году под клуб использовали помещение бывшей церкви Михаила Архангела.  Кинофильмы демонстрировали в этом здании. Дома, принадлежавшие ранее раскулаченным крестьянам, использовались для размещения различных учреждений. Дома зажиточных раскулаченных крестьян Брегеля, Сидорова, Михалева, Недосекина были использованы под сбербанк, отделение Госбанка, радиоузел, почтовое отделение, магазин, общежитие для рабочих МТС. 

    В селе Баяндай в 1935 году была построена школа, здание было перекатано из деревни Шаманка, преобразовалась в неполную среднюю школу. Ее первым директором стал Шульгин И.П. В Баяндаевской неполной средней школе работают молодые учителя: Сырцева А.П., Помазкина П.И., Алсаев Р.Т. Куликов А.С., Плескач М.И., братья Глызины, Глызина Е.А.

       В числе отличившихся учителей Иркутской области в 1939 году Анна Федоровна Шульгина награждена орденом «Знак Почета».

      Село Баяндай имело тогда две улицы – Трактовую и Заречную.  С конца 30-х годов область, округ, в том числе и Баяндаевский район стал заселяться «плановыми» переселенцами из центральной части России, Татарии, Курской, Саратовской и других областей. В военные и послевоенные годы переселенцами стали прибалты – литовцы, чуваши, новые группы татар.