Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

Родословная нить потомков баяндаевских бурят

   

      Коренные жители Баяндаевского района являются потомками родовых групп Хэнгэлдэра и Абызая, одного из легендарных представителей племен эхиритов.  Название «эхирит» трактуется у разных авторов по-разному. В частности, у Д.Д. Нимаева и Б.З. Намзатова со ссылкой на «Сокровенное сказание и «Сборник летописей». По словам Санжеева, слово «эхирит» по своему морфемному составу может быть признано тюрсизмом, так как производящая основа состоит из тюрского «ики» — два или «икиз» — близнец. Икиресы, как явствует из источников, были одного корня с Кунгуратами, входили в состав коалиции Джамухи («Сокровенное сказание» параграф 116. Рашидаддин. С. 165). Поэтому возможно, какая-то часть эхиритов бежала в труднодоступные места обитания лесных племен.

     Родовая общность эхиритов оформилась в XVII веке. Ученый Б. О. Долгих установил, что ко времени прихода русских в XVII веке в составе племени были четыре рода: хэнгэлдэр, шоно, баяндай, абызай. Согласно родословным преданиям, у одного единственного сына Эхирита Зонхи было четверо сыновей: Хуудаг Саган, Шоно, Алагтай, Хэнгэлдэр. М. Малсагаев и С. Балдаев причисляют Малза пятым сыном Зонхи, по их версии Малза ассимилируется с тунгусами. Хуудаг Саган имел троих сыновей Сахира, Сэхира, Тогто-Мэргэна.  По записям М. Малсагаева и С. Балдаева они жили в местности нынешних улусов Зангут и Мельзан. По преданиям, записанным М. Н. Хангаловым, П.Т. Хаптаевым слава о сыновьях Хуудаг Сагана гремела по всем родам и племенам. Однажды во время отсутствия Тогто облавщики, вероломно убив братьев Сэхира и Сахира, забрали скот и имущество, пленили жен, ожидавших первенцев. Они не смогли сбежать и вскоре родили детей. Сына, рожденного от Сахира, назвали Баяндаем, от Сэхира – Ользоном. От них и произошли баяндаевский и ользоновский роды. Потомки сыновей Тогто поселились в долине реки Иды. Буряты баяндаевского рода обитали в Мельзанах, Шардае, Зангуте и Ользонах. По записям Балдаева, прямые потомки баяндаева рода уехали на остров Ольхон и Баргузин.

 

Родословная нить Баяндаевских бурят

     От брата Хуудаг Саган Хэнгэлдэра исходят многочисленные ответвления – кости. В отношении имен и количества сыновей Хэнгэлдэра имеются расхождения. По источникам ученых С.П. Балдаева, Н.П. Егунова у Хэнгэлдэра было пятеро сыновей. По утверждениям же М. Малсагаева – трое: Хэрхэгтэ, Халюухай, Хазуухай. У Хазуухая было два сына: Хадаалай и Хоргопон, у Хадаалая было семь сыновей: Буянтай, Будэнэй, Бура, Хуура, Булюу, Нойбо, Хамнагдай.

     Хамнагдай, рожденный от женщины-хамниганки является основателем кырменского рода. Об этом свидетельствует одно из многочисленных преданий о нем. Во время облавной охоты на родине жены отличившегося Хамнагдая местные буряты решили убить. Предупрежденный об этом коварстве, Хамнагдай переселился и обосновался в местности Тухум. От его первой жены Пайхан Зоохэй родились Шоодор и Шарамхай, от второй жены-сэгэнутки – Харатахан и Хама, от третьей из рода Кути – Башун и Обхо. Местные старожилы считают, что от Обхо произошли холботцы, от Башуна размножились байшинцы и малановцы. От Шоодора – шодоровцы, от Шарамхая – тухумцы. В результате сегментации рода Хэнгэлдэр образовавшийся кырменский род жил и живет в улусах Куяда, Шулут, Шоодор, Лапхай, Холбот, Нагатай, Малан, Тухум, Байша.

 

 

     У следующего сына Зонхи Алагтая род назван по имени жены Абызай. По мнению Ц.Б. Цыдендамбаева, тюрское слово «абызай» означает обращение к старшему. В преданиях об Абызае в источниках имеются разные версии. По мнению С. Балдаева, Абызай, оставшаяся после смерти мужа, родила еще двоих детей. Женщина умная с сильным характером, несмотря на все притеснения со стороны родственников мужа, сумела воспитать детей отличными охотниками, сохранить и приумножить богатство покойного мужа. Родственники, завидовавшие сыновьям Абызая, назвали их по имени матери «абызаин арбан хубууд». По другой версии сын Алагтая и Абызай Амар, умерший в молодом возрасте, имел четверых сыновей: Найта, Энхэ, Асай, Осой. После смерти Алагтая Абызай родила Абая, от которого образовался малый абызаевский род, а потомки Амара – большой абызаевский род.  Старший сын Амара по Малсагаеву и Алтаеву имел восемь сыновей. Правнук Найты Ойлонго сын Бордоя в седьмом поколении от Эхирита будучи сильным шаманом, умным человеком, был выбран тайшой бурятского населения. Им были улажены отдельные военные стычки между русскими и бурятами при освоении края русскими. Ойлонго, выбрав по улусам шуленг, передал свою должность главы своему двоюродному брату Барлук Турухаю, человеку не менее сильному и смелому, а сам остался главным шаманом.

     По записям Д. Алтаева, от Бадая, сына Найты, ведут свое происхождение буряты улуса Мухор, Унгура, потомки Молоя – молойский улус, от Хонтора – бортойский улус, потомки Хараньши составляют часть Бортойского улуса. От Сальхана произошли хотогорцы, от Арана, Эбожин и Мошхона произошли буряты Бахая, Хандагая, Харагуна. А Торбэ после себя не оставил многочисленного потомства. Буряты первого абызаевского рода обитали в Хандагае, Булуке, Улане, Харагуне, Шонтое, Шетхулуне, Унгуре, Уртоо, Мухоре, Подтоке, Бортое.

     Ответвлением абызаевского рода является Бахайский род, он выделялся из состава первого абызаевского рода. Это подтверждено русскими архивными документами и родовыми преданиями. В предании, записанном С.П. Балдаевым, указывается, что ранее Бахай – сын Сальша проживал в местности Мухор, где находилась Верхоленская степная контора. Мотивы переезда были связаны с необходимостью деления разросшегося абызаевсского рода. Как утверждается в преданиях, записанных в 1937 году, это было триста лет назад. По сохранившимся документам оба бахайских улуса до середины XIX века проходили по составу первого абызаевского рода, лишь позднее обрели самостоятельность.

     От внебрачного сына Абызай Энхэ или Абая произошли потомки, которых жили и живут в Шаракшане, Сондое, Онгое, Маралтуе, Молое, Бадагуе, Эдыгее, Нагалыке, Нухунуре, Тыпхысыре.

     Многочисленные потомки Хэнгэлдэра, Абызая, Баяндая широко распространились среди населения Прибайкалья и Забайкалья. Из потомков абызаевского, кырменского, бахайского родов вышли замечательные люди: целая плеяда ученых Бороноевых. Среди них А. О. Бороноев – доктор философских наук, академик, В.В. Мантатов – доктор философских наук, академик, С.С. Барадаханова – доктор филологических наук, легендарный борец А.Б. Бутунаев, его сын Б.А. Бутунаев – писатель; кандидаты исторических наук П.Т. Хаптаев, Н.Р. Мангутов и многие другие.

     По преданиям коренного населения района вырисовывается картина происхождения некоторых топонимических названий. Поскольку буряты являются аборигенами, историю происхождения названий они относят к своим предкам. Так, Улус Шоодор был назван по имени старшего сына Хамнагдая, который по преданию обладал крутым своенравным характером.

     О происхождении и названии гаханских населенных пунктов бытует предание о том, что красавица Гахан после смерти мужа Борогшона, скончавшегося от ран, полученных в жестокой схватке с врагами, растила одна пятерых сыновей-баторов: Гулун-Тумура, Улана, Бадыра, Бадагы, Молоо. Довольна была мать своими подрастающими дружными детьми. Но однажды братья поссорились. Разнимавшие их дяди Эдыгей и Онгой подрались между собой. Онгой, злой и страшный в гневе, убил своего брата Эдыгея. После этого он вынужден был уйти далеко в тайгу, где пустил свои корни. Деревня носит имя Онгой. Подросшие сыновья Гахан обзавелись семьями, жили недалеко друг от друга, где появились и разрослись их роды рядом с улусом Эдыгей, Улааруг, Бадагуй, Бадараг, Молоо.

     Со слов Булата Бутунаева, ученые тюркологи утверждают, что слова Маралта и Гахан происходят от тюрских слов. Гахан – охотник, марал – олень, то есть охотники на оленей. Села Баяндай, Ользоны, деревни Бахай, Хахай названы по именам родоначальников. Обычно история названия деревни начинается с древних предков его жителей, которые первыми обосновались в нем. Деревня Люры названа по ландшафту местности. Название происходит от бурятского «налюур» — отлогое, покатое место. Деревня основана в 1926 году русскими с участка Кольцовка. А Кайзеран, к примеру, — обильные травы, низкая безветренная местность. Они-то и позволили поселиться там одному из членов абызаевского рода.

     Предание о курумчинской долине основано на реальных исторических событиях. Как отмечают кандидаты исторических наук А.Г. Зыбынов и И.А. Хегай, сохранившиеся летописи повествуют о приходе в верховья Лены четырех сыновей Курумчи (реального исторического лица, военачальника, жившего в XVI веке). Их переход из западной Монголии и предгорий Алтая имел вынужденный характер и был связан с падением некогда могущественного Джунгарского ханства. Население разгромленного государства под давлением халхасских ханов покинуло родину. Значительная его часть устремилась на запад. Одни осели на берегах Волги, дав начало формированию калмыцкого этноса. Другие нашли родину в Прибайкалье, среди них и были сыновья Курумчи, потомки которых основали улусы Хиней. Хатар, Хадай и Шохтой. С.П. Балдаев подтверждает, что курумчинцы пришлый род, так как свои тайлганы устраивали отдельно от эхиритов.

     Об озере Нухэ-Нуур существует несколько легенд. Одна из них повествует о том, что в давние времена один человек был покусан бешеной собакой, чтобы не заразить остальных, люди закрыли его в амбаре. Затем на озере, а дело было глубокой осенью, продолбив две большие лунки, обвязали больного большой «аргамжой» (веревкой), протащили подо льдом из одной лунки в другую и вытащили. Таким образом, избавили его от болезни бешенства. С тех пор озеро и носит название Нухэ-Нуур. Нухэ – лунка, Нуур – большая яма. Вода озера и грязевой ил стали известны своими лечебными свойствами.

     А в трудах М.Н. Хангалова (т. 1, стр. 165) находим сведения о заразных болезнях. Он пишет, что буряты прежде сильно их боялись, зараженных отделяли в какой-нибудь отдельно выстроенный дом. Бывали случаи, когда больного бросали на произвол судьбы, а сами перекочевывали в другое место.

     Русские названия населенных пунктов в большинстве случаев давали по именам людей, с которыми связано основание деревень: Наумовка, Лидинск, Еленинск, Васильевка, Даниловка, Игоревка, Кокорино. В этих преданиях информаторы начинают рассказ с далекого прошлого, как его пращур добровольно поселился и освоился в этих краях и заканчивают тем, что по имени этого «поселенца» и названа деревня.

     Деревня Тургеневка, Толстовск, Гоголевка названы по именам великих русских писателей баяндаевским землеустроителем – большим любителем классической литературы Иваном Чернаковым. Люди, ранее занимавшиеся извозом, проезжали через Гоголевку. Ямщики- то и переименовали ее Половинку, так как это селение стоит на половине пути между Иркутском и Качугом. Неподалеку проходит линия Ленского водораздела, откуда одни речки текут на восток, другие – на запад. Каждое предание о происхождении деревни, речки, озера раскрывает стороны жизни далекого прошлого.