Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

История становления школьного образования в селе Тургеневка Баяндаевского района

         В 1909 году, весной, приехали белорусские крестьяне в глухую тайгу, где  получили по одному гектару земли. Тогда это были просто участки земли. Вручную раскорчевывали, строили жилье. Всего приехали около шестидесяти человек вместе с детьми. Приехали люди грамотные, и им хотелось, чтобы и их дети обучались. В 1910 году староста Тургеневского участка Давид Гурин отправился в г. Иркутск в администрацию губернатора с прошением о строительстве школы. В прошении была изложена просьба переселенцев – белорусов о строительстве школы. Письмо подписывали 60 человек, кроме того было изложено обоснование, причины строительства учебного заведения. На начало 1910 года насчитывалось 64 ребенка школьного возраста. Прошение было одобрено и решено было выделить 2320 рублей на строительство школы. С 1911 года началось строительство школы.

  Школа 1911 – 1913 годов.

      1911 год – детей начали обучать в частных домах. Первыми учениками были Дриго Григорий Петрович, Горошко Филипп Иванович. Их учителями были — Нина Ивановна – дочь Харатского церковного служителя и Григорий Иванович Грангов. 

        1913 год – построена первая школа под названием народное училище.  В центре села высокое круглое здание, покрытое железом. Два входа, три комнаты  одна из которых служила квартирой для учителей. В каждом классе была печь, классные доски и парты были покрашены в черный цвет, освещение керосиновое. Вокруг школы был глухой забор, во дворе были построены баня и амбар. Занятия в школе велись в две смены. Осенью занятия начинались только после того, как выкопают картофель, ведь он был основным продуктом питания. До 1918 года в школе преподавали «Закон божий», приезжал священник из Баяндая на лошади один раз в неделю. Долгие годы работали в школе Таисия Григорьевна, Лаврова Елизавета Владимировна, Дурницына. В начале тридцатых годов в стране вводится обязательное начальное образование, количество учащихся возрастает. В 1930 году в школе была создана пионерская организация. Классы были по тридцать человек. Заканчивая четыре класса, многие продолжали учёбу дальше в Баяндае или Хоготе. Например, Горошко Татьяна Степановна (Макаревич) закончила семь классов и впоследствии она вела курсы ликбеза. В эти годы приезжают молодые учителя, девушки-комсомолки: Кокорина Прасковья Ивановна, Казарина Антонида Устиновна, Чеботнягина Зинаида, Татаринова Елена Филипповна, Селедцова Евгения Марковна. Окончив в Баяндае по семь классов,  Вдовиченко Любовь Ильинична и Остапчик Иван Артемьевич, получают педагогическое образование в г.Иркутске и приезжают работать в родную школу. Во время войны учителя и школьники после занятий собирали колоски в поле, занимались прополкой полей. Было очень трудное время, но все выдержали.

  Реорганизация школы в 1949, 1962, 1987 годах.

    1949 год – школа становится семилетней и первым директором становится уроженец Тургеневки – Самосюк Николай Захарович, завучем Ганина Валентина Ивановна. Приезжают учителя – Хабардин Георгий Иванович, Атутова Ольга Радионовна. В семилетней школе обучаются из соседних сел – Васильевки, Толстовки, Лидинска, Игоревки. В классах обучается по сорок человек.

В эти годы расчищается от леса площадь под пришкольный участок.  Биолог Атутова Ольга Родионовна с Опытной станции привозит первые саженцы смородины и крыжовника. 

 В 1955 году школа сгорает. Занятия продолжаются в колхозной конторе. К строительству новой школы уже приступили весной 1956 года. Школу строили самостроем. Каждый взрослый по несколько дней отрабатывал на заготовке бревен, сборе мха, строительстве. Женщины штукатурили. Директором назначается Ользонов Иосиф Алексеевич. Сначала был построен малый корпус, где учились в две смены, затем до 1961 года был построен главный корпус. В этом же году новую школу принимает Владимиров Владимир Геннадьевич. В каждой классной комнате печь. Постепенно приобретали наглядные пособия, пополнялась библиотека.

    1962 год – школа становится восьмилетней. В эти годы школу радуют спортсмены. Особенно лидирует лыжный спорт, в районе нет равных  нашим лыжникам. Учителем физкультуры был Гуревский Петр Степанович, затем Кирильчук Сергей Васильевич. В 1966 году директором назначается Нихилеев Алексей Петрович. Его стараниями школа была переведена на центральное отопление. Кочегарка отапливала оба корпуса. Проделана огромная работа. Завхозом школы был Гуревский Василий Федорович, они вместе с директором школы построили замечательную спортплощадку. В  1968 году Нихилеева А.П. переводят на другую работу и директором школы назначают Тарбеева Степана Дмитриевича. В эти годы школу обшивают изнутри ДСП, всё красят.

 В каждом классе устанавливают длинные кафедры, которые мастерит Кирильчук С.В., он же делает столы, скамейки – прекрасный плотник, на все руки мастер.  После Тарбеева С.Д в 1972 – 1973 г один год работает директором школы Ертанов Петр Григорьевич.

 С 1973 – 1979 годы директором школы работает Кирильчук Галина Тимофеевна. В эти годы по инициативе учителя начальных классов Гуревской Маргариты Еремеевны создается музей, а именно с 1974 года.  

 

      Славится пионерская организация, дружина становится правофланговой под руководством Якуты Людмилы Никифоровны. Учительский коллектив художественной самодеятельности на протяжении нескольких лет является призером. С 1979 – 1981 г. директором школы работает  Синкевич Валентина Григорьевна, а  с 1981 – 1985 годы директором школы работает Бубаева Зинаида Ангировна. В эти годы в школе устанавливается радиоузел, оборудуется лингафонный кабинет, пополняется материальная база школы, вводится кабинетная система обучения, процветает учебно – опытный участок, которым в течение двадцати лет руководит  Синкевия Валентина Григорьевна. С 1985 года директором школы назначается Гуревская Валентина Васильевна. 

        1987 год  — школа получает статус средней школы. Сделан пристрой к главному корпусу на шесть комнат . Три комнаты принадлежали детям – шестилеткам – класс, спальня, игровая. По программе Эльконина – Давыдова детей стала обучать Краснодубская Галина Сергеевна. Школа по- прежнему является центром культурной жизни. Большой популярностью пользуется драматический кружок под руководством Недосекиной Светланы Викторовны. В 1990 году школа сгорает. Это было таким ударом для учителей, учеников, родителей. Переехали в здание детского сада, переоборудовали квартиры учителей под  кабинеты, перевезли дом с Толстовки, сделали еще один кабинет. Жизнь продолжалась. В школе была хорошо организована работа на учебно – опытном участке. На пришкольном участке много ягодных кустарников, выращивали капусту в большом количестве, картофель на площади полутора гектаров, морковь, свеклу, лук, чеснок, кабачки, огурцы и помидоры. Занимались заготовкой овощей на зиму для школьной столовой: солили огурцы и помидоры, варили варенье, квасили капусту, обеспечивали картофелем на весь учебный год и оставляли на семена. Так удешевляли питание для школьников.  Излишки реализовывали, выдавали детям разовую зарплату, а на Новый год выдавали стипендию ударникам и отличникам. Школа была одной из лучших по организации опытнической работы, ежегодно принимала участие в Округе на осенней выставке. Руководила пришкольным участком долгие годы биолог Синкевич Валентина Григорьевна, а затем Садовникова Любовь Георгиевна. 

 На протяжении тридцати лет держали подсобное хозяйство – свиней. Мясо реализовывали, а на вырученные деньги ремонтировали школу, приобретали учебные пособия. В помещении детского сада проучились 23 года. В трудных условиях учителя и их воспитанники добивались хороших результатов. Учащиеся школы принимали активное участие в районных, окружных, областных, зональных олимпиадах. Воспитанник Синкевич В.Г. – Тюшкевич Алексей (сейчас врач-стоматолог)  участник зональной олимпиады по биологи

С 1987 – 2013 г окончили среднюю школу 199 выпускников, это 26 выпусков. Мы гордимся своими выпускниками. 49 выпускников получили высшее образование, а некоторые и по два высших, 31 выпускник получили среднее специальное или техническое образование, получают сейчас высшее образование – 24 выпускника. Выпускница года Рыкун Ольга Васильевна является кандидатом биологических наук, Синкевич Жанна Викторовна преподает в Государственном университете. Какова же сегодня «Наша новая школа»?

2014-й год – знаменательный для населения Тургеневки: открылась новая двухэтажная современная школа.

     Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национального самоопределения личности. Поэтому коллектив МБОУ «Тургеневская СОШ», опираясь на белорусскую культуру, помогает обучающимся пройти путь самореализации и адаптации в современном обществе через освоение культуры своего народа. Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных задач профессиональной деятельности учителей нашей школы, каждое занятие которых – это творческая мастерская изучения белорусского прошлого, настоящего и нахождения точек культурного развития нации.

         В стремлении сохранить народные истоки в образовательной системе школы  коллектив реализовал  этнокультурную модель социализации детей белорусской национальности, которая была одобрена Институтом развития образования Иркутской области. Школе был присвоен статус педагогической площадки по данной теме ОГАОУ ДПО ИРО.  Коллектив  выделял, опираясь на президентскую национальную инициативу «Наша  новая школа», следующие приоритетные направления: 

— развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях белорусской культуры;

— формирование воспитательной системы школы на основе культурных традиций белорусского народа и становления гражданского  сознания; национального «культуротворчества», способствующего:

— участию обучающихся в социально-значимой деятельности;

— интеграции этнокультурных эффектов, получаемых в процессе дополнительного образования личности в социум; 

— взаимодействию школы с социокультурными учреждениями села;

— фокусирование всей образовательной деятельности школы в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях белорусской народной культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и в семье.

Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции  общечеловеческих и национальных ценностей, но и получением эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений появляется у человека только тогда, когда расширяется круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине. Народная культура осваивается в учреждении в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, реальном освоении традиций, обычаев, ремесел; изучении предметов быта.  Особо важную роль  в этом играет орган ученического самоуправления – Совет ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу – все это способствует гармоничному развитию личности ребенка, а также формированию навыков межличностного общения.

Воспитательная работа Тургеневской школы в контексте этнокультурного образования представлялась на районном семинаре педагогов дополнительного образования в 2010 г. И августовской районной конференции в 2011 г.. 

У учреждения имеется  опыт сетевого взаимодействия с национальными школами Баяндаевского района и центром дополнительного образования г. Иркутска

      МБОУ «Тургеневская СОШ» имеет хороший кадровый потенциал и развивающуюся материально-техническую базу для реализации этнокультурного образования.

 Социологический опрос обучающихся и родителей показывает востребованность распространения содержания и форм работы школы в области этнокультурного образования личности.

          В школе организована системная совместная деятельность детской, педагогической и родительской общественности. 

              В школе работает 18  учителей. Два педагога являются почётными работниками народного образования, 6 учителей–отличники просвещения,  один – заслуженный учитель РФ, грамоты Министерства образования РФ имеют 1 педагог.

   

        На сегодняшний день в школе 11 классов-комплектов. Школа рассчитана на 100 обучающихся, ежегодно обучаются 95-105 детей. 

           Таким образом, Тургеневская средняя общеобразовательная школа отвечает требованиям современности, образовательным запросам родителей и детей. 

 Школа – это тот мир, в котором формируется будущее.

Гуревская Валентина Васильевна,

директор Тургеневской средней школы,

уроженка посёлка Усть-Ордынский. (1951 г.р.)

 

          

Валентина Васильевна приехала по распределению в Тургеневскую школу, тогда ещё восьмилетнюю, после окончания Боханского педучилища. Здесь она начинала делать первые шаги на просветительской ниве, здесь встретила свою любовь, обрела семейное счастье, вырастила детей, стала мастером педагогического труда и общепризнанным руководителем.

          Тургеневская школа живёт и развивается. Планы у коллектива большие, перспектива широкая. У них образцовая организация горячего питания, что это было очень существенно в трудное время девяностых годов. Богатый пришкольный участок с ягодниками, подсобное хозяйство, собственная техника, продуманный и отлаженный до мелочей учебный процесс, разумный внутришкольный контроль, мудрое руководство.        Ощутимую поддержку оказывал колхоз в лице председателя А.И. Бушкова, заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации.

         В 1996 году Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина директору Тургеневской средней школы Валентине Васильевне Гуревской было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

 

Гуревская Маргарита Еремеевна

учитель начальных классов,

 уроженка села Тресково Кабанского района Бурятской АССР.

(1924 — 2016)

 

         

Маргарита Еремеевна – коренная сибирячка. Семья Купцовых была крепкой, зажиточной и многодетной. В годы коллективизации их семья была выслана в Красноярский край. Через несколько лет они переехали в Качугский район. В 1941 году Маргарита, окончив семилетнюю школу, решила учиться на учителя, да не пришлось — началась Великая Отечественная война. Она стала работать в колхозе им. Фрунзе Качугского района в деревне Харбатово, где они жили. Работала на разных работах – и пасла, и косила, да разве всего перечтёшь.

         После Победы в 1945 г. открывается педучилище в Качуге, куда она поступает, чтобы осуществить свою мечту. В 1948 г. Маргарита Еремеевна по направлению прибыла в Баяндаевский район, где ей определили местом работы Игоревскую начальную школу. Всего полтора года проработала Маргарита Еремеевна в Игоревской школе. Встретила свою судьбу, Гуревского Василия Федоровича, фронтовика, работавшего в то время агрономом.  Позже переехала в Тургеневку и с тех пор вся её трудовая деятельность связана с Тургеневской школой. Сорок два года проработала Маргарита Еремеевна в Тургеневской школе учителем начальных классов.

            Маргариту Еремеевну давно интересовала история села Тургеневки, её восхищали односельчане, которые построили в глухом таёжном месте красивое село, с палисадниками, с рябинами, её восхищали их трудолюбие, верность традициям, обычаям белорусов. Она была инициатором создания, непосредственным участником сбора материалов, экспонатов и первым руководителем школьного историко-этнографического музея. Не жалела ни времени, ни труда, для того чтобы был в Тургеневке музей.   Маргарита Еремеевна много времени уделила летописи села, сбору старинных предметов, часто встречалась с односельчанами. В настоящее время в Тургеневке действует историко-этнографический музей.

         Труд Маргариты Еремеевны отмечен множеством грамот, удостоена знака «Отличник просвещения РФ», медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина»», «Ветеран труда», юбилейными медалями.