Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

Что есть Баяндаевский район?

        Баяндаевский район географический расположен на водоразделе двух великих сибирских рек – Енисея и Лены. Такая география накладывает отпечаток на все стороны жизни района и является его ни с чем не сопоставимой особенностью. Своеобразие это выражается в том, что та часть района, которая относится к бассейну реки Лена, имеет статус северных территорий с соответствующими климатическими условиями, а южная, более теплая, является по своим природно-климатическим условиям наиболее пригодной для земледелия. Официальный знак водораздела находится в районе села Половинка и так называемом местом силы – барисса, на котором проводятся бурятские ритуальные обряды с обращение к духам стихий за поддержкой и помощью. Знак границы водоразделов Енисея и Лены является своеобразной визитной карточкой района. Около него любят фотографироваться на память проезжающие через район.

              Контраст температур – это контраст людских характеров. Земля эта – Баяндай – недаром так и зовется. На бурятском это трактуется как богатый край. Район действительно имеет немало природных ресурсов, как разведанных, так и ждущих своего открытия. Издавна в этих местах были богатейшие и самые северные в регионе степные пастбища, на которых выращивался многочисленный скот. Именно скотоводство и принесло славу Баяндаевскому району с незапамятных времен. Степи Баяндая по составу трав являются самым северным ответвлением Великой степи, раскинувшейся от Дальнего Востока до Черного моря. Однако на этой щедрой и суровой земле можно выращивать и получать богатые урожаи зерна. С давних, еще советских времен, в районе удавалось добиваться весьма высоких показателей по урожайности зерновых.

             В наше время эти традиции начинают возрождаться. На текущий момент Баяндаевский район является рекордсменом по поголовью скота на душу населения не только в Иркутской области, но и по России в целом.                             

 Контраст температур особенно бросается в глаза при переезде из Иркутска до Баяндая. Разница начинается ощущаться уже в Усть-Ордынском, но резкая, бросающаяся в глаза перемена, чувствуется именно в Баяндае. Слой вечной мерзлоты начинается в окрестностях районного центра села Баяндай и тянется до границ Качугского района.

      С древнейших времен, эпохи палеолита – древнекаменного века, на территории района проживали люди, и хотя масштабные археологические раскопки на территории района не проводились, известны места стоянок первобытных охотников на мамонтов, например, в районе улуса Мельзан. Около 100 лет назад там был обнаружен бивень мамонта, торчавший из земли в виде пенька, а также многочисленные фрагменты остатков каменных орудий. Существует гипотеза о Сибири, как об одном из регионов колыбели человечества планеты Земля. Буряты, являющиеся аборигенами края, а конкретно, жители Баяндаевского района, относятся по своему происхождению к Эхиритскому племени. В районе наиболее многочисленны представители Абзаевского и Баяндаевского родов, имеются ветви рода Шоно и представители иных родовых групп, в том числе и Булагатской племенной общности.

            Баяндаевский район, пожалуй, единственный в Иркутской области район, где буряты составляют большинство населения. Из примерено 12 тысяч жителей района, свыше 8 тысяч являются людьми бурятской национальности. В районе в дружной многонациональной семье живут представители русского, украинского, белорусского, татарского, чувашского и многих других народов. Суровые природные условия наложили свои специфический отпечаток на характер проживающих в районе людей. Общероссийская ментальность – взаимопомощь – приобрела на этой суровой, неласковой, но такой щедрой на заботу земле особую актуальность —  иначе здесь выжить было трудно.

          Век назад на территории района в рамках столыпинской реформы переселилось немало крестьян из центральных и западных губерний Российской империи. Украинцы, белорусы, русские, а позднее уже в советское время, татары, чуваши, обрели на суровой земле Баяндая новую родину. Залогом их успешного устройства и явилась братская взаимопомощь и сотрудничество. Те же, кто не сумел найти взаимопонимания с окружающими, вернулись обратно. Так, уже в период сложения современного народонаселения Баяндаевского района, шел естественный отбор качества людей. Особенно ярко эти черты проявились в годину тяжелейших испытаний на прочность нашего государства, в период Великой Отечественной войны.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Как-то на одном из крупных совещаний председатель колхоза имени Чапаева, 

заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации А.И. Бушков 

изрек: «Баяндай есть Баяндай». Эти философского смысла слова Александра 

Иннокентьевича ныне стали крылатой фразой и как бы определяют особенность и 

отличие района от других территорий области и округа.

 

      Баяндаевский район занимает северо – восточную часть округа и расположен на Ангаро-Ленском водоразделе, вдоль Якутского тракта. На западе граничит с Эхирит-Булагатским, на юге – с Ольхонским  и на севере – с Качугским районами. Площадь его составляет 375619 квадратных километров, в том числе сельхозугодия – 205106 гектаров, пашни – 81440 гектаров. Основную часть территории занимают лесные массивы. Географически район расположен в южной части Сибирской платформы и древнего складчатого обрамления или байкальской рифтовой зоны, образуя вместе с округом и вообще югом Иркутской области единое географическое пространство и природно-климатическое целое.

      Баяндаевцам  судьбою было определено жить в суровом краю, где природно-климатические условия отличаются сильной степенью континентальности, которая значительно выделяется даже на фоне континентального климата Иркутской области. Первая половина лета, как правило, засушливая, с большим количеством ясных дней; вторая половина лета богата осадками. Продолжительная зима (в среднем 182 дня) сопровождается низкими температурами и значительным промерзанием почвы. Средняя высота над уровнем моря – 600-700 метров. Эти прородно — климатические условия сложились около 12-13 тысяч лет назад и практически мало чем изменились. Наличие вечной мерзлоты также особенность Баяндаевского района. По этому признаку район можно разделить на две части – южную и северную. В южной части вечная мерзлота отсутствует. В районе села Баяндай начинают появляться линзовые очаги вечной мерзлоты и далее на север распространение ее становится сплошным.

      Водораздел для тех, кто проживал в подобных зонах – понятие, не имеющее особых отличий, ни с чем не ассоциирующееся. А для жителей Баяндая – это ветры, морозы и все зависящие от них последствия. Местное население, как говорят про баяндаевцев, ползимы ходит спиною вперед, защищаясь от ветра.

      По данным Иркутского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, число дней с температурой равной 30 градусов Цельсия и ниже по наблюдениям в Кырме Баяндаевский район уступает лишь Катангскому.

      Если почти вся Сибирь относится к так называемой зоне рискованного земледелия, то Баяндаевский район надо, наверное, относить к зоне сверхрискованного. По данным того же Иркутского центра, средняя продолжительность активной вегетации в районе составляет 90-100 дней, а в северной части – Кырме – 80-85 дней, тогда как в Киренске 100, в Братске – 105, в Еробогачене — 82 дня. Период активной вегетации значительно сокращается за счет поздне-весенних и ранне-осенних заморозков. Средняя продолжительность безморозного периода на основной части территории района находится в пределах 80-90 дней, на севере – 70-90 дней. Основная часть территории района относится к слабоувлажнённой зоне. Засухи имеют повторяемость 2-3 раза в 10 лет.

      Слово «Баяндай»  в переводе с бурятского означает «Богатая местность». Действительно, район богат землями. В районе имеются уникальные месторождения каолиновых глин, пригодных для производства керамической и облицовочной плитки, фаянса, фарфора, карбонатных и палыгоскитовых глин, пригодных для производства бустилата, замазки, побелочной пасты, водоэмульсионной краски, красителей. Имеются большие запасы ракушечника, используемого в птицеводстве, высококачественной глины для кирпича марки «100». Из разведанных запасов наиболее значительны месторождения бурого угля: Байшинское (предварительная оценка – 8 миллионов тонн), Тухумское (4 миллиона тонн),  Кырменское (15-20 миллионов тонн), Холботское (5 миллионов), Еленинское (50 миллионов), Вершинское (31миллион). В районе улуса Онгой имеются залежи гипса, которые оцениваются в 27 миллионов тонн. Район богат подземными минеральными водами Сероводородной грязью.

     Среди районов округа Баяндаевский отличается тем, что он самый маленький по численности населения. В нем проживает более 13 тысяч человек разных национальностей: буряты, русские, белорусы, татары, чуваши, украинцы, немцы..

 

Из истории заселения территории

 

Человек на территории Прибайкалья появился и жил уже 2000 тысяч лет назад. В «Истории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» допускается гипотеза, что «регион Сибири от Байкала до Ледовитого океана входил в территорию так называемой «колыбели человечества» и прогресс антропогенеза – превращение обезьяны в человека – происходил не в одном каком-то центре, а на огромных пространствах Евразии и Африки, а, возможно, и на американском континенте». В этом же издании затронуты вопросы расогенеза, то есть происхождении рас человечества. Процесс «очеловечивания» и выделения рас близок по времени.

      Прибайкалье – регион, где с первобытной эпохи соседствовали и контактировали три этнических элемента: эвенский, тюркский и монгольский. Коренное население, в данном случае буряты, является предметом этих взаимодействий. Монголоязычный по происхождению, бурятский язык отличается от всех других монгольских языков своей фонетикой. Здесь явно чувствуется эвенкийское влияние. Около 30 процентов корней слов бурятского языка – тюркского происхождения. Буряты Баяндаевского района по своей родоплеменной принадлежности в подавляющем большинстве относятся к эхиритской племенной общности, относимой многими исследователями-историками к прямым потомкам курыкан-курумчинцев. Эта конфедерация тех племен входила составной частью в Тюркский каганат, просуществовала в Прибайкалье с lV по lX века. В последующую эпоху началась экспансия монголоязычных племен и монголизация края, завершившаяся в эпоху Чингисхана.

      С приходом русских присоединения исторической Бурятии к России начался собственно процесс складывания бурятской народности из различных племенных и родовых групп. Ряд русских историков 17 века указывает, что некоторые эхириты говорили на непонятном для всех окружающих языке, то есть тюркском. Возвращаясь к взаимодействию тюрок, монголов и эвенков, следует добавить, что именно Прибайкалье является колыбелью эвенкийского этноса. Формирование древних эвенков в этническую общность относится к 4-3 тысячелетию до нашей эры. Для них характерны ряд признаков, отличающих их от других этносов. Суровый климат и высокий уровень естественного радиационного фона сформировал у эвенков мощную иммунную систему, аналогов которой вряд ли найдется. Буряты, смешавшиеся и ассимилировавшиеся среди эвенков-тунгусов, во многом унаследовали этот иммунитет. К этому нужно добавить, что 80 процентов топонимических названий Прибайкалья и Забайкалья своими корнями восходят к эвенкийскому языку. Тюркскими по происхождению нашем регионе являются названия многих местностей, рек, гор, озер. Например, река Куда от древнетюркского «худай-кудай» то есть бог. Литературный перевод будет звучать как Священная или Божественная. Гора Байтог в переводе с тюркского означает «Главная гора». Гаханы-Маралтуй (с древнетюргского – гахан-охотник, марал-олень) оленные охотники. Слово «ухыр» с эвенского означает возвышенность и действительно, все населенные пункты с таким названием ( а их немало в Прибайкалье и Забайкалье) находятся на возвышенностях.  И это только единичные примеры. В воспоминаниях нашего земляка, известного писателя и поэта Булата Бутунаева упоминается характерный эпизод о его бабушке, которая общалась с немногими еще оставшимися стариками на никому непонятном языке, в данном случае тюркском.

     Присоединение этого народа в России принесло стабильность в межродоплеменные связи, что привело к росту населения и повышению их благосостояния. Взаимоотношения с русскими переселенцами. Вначале откровенно враждебные, с начала 18 века  стали постепенно перерастать в дружеские и торговые. Да типа хозяйства – земледельческое и кочевое прекрасно дополняли друг друга. Освоение бурятами земледелия способствовало еще большему сближению двух народов. «Устав об управлении инородцев» 1822 года М.М.Сперанского и реформирование национальных административных институтов создали возможность для бурят сохранять традиционный образ жизни, этнокультуру, вероисповедание, кочевое хозяйство и вместе с тем приобщить – крупнейший этнос Сибири – к российской государственности, культуре, новым формам хозяйствования (земледелию), внесли существенные изменения в их образ жизни. Российское государство признало необходимость создания Степных Дум на основе обобщения опыта местных органов самоуправления и распространило его на другие национальные районы Сибири. Степные Думы стали наиболее крупными в истории кочевых народов края национальными органами самоуправления, результат деятельности которых учитывали царское правительство и его губернско-областные органы в Сибири. Бурятское общество внесло свой вклад в укрепление и развитие российской

 государственности на востоке страны. Изучение истории бурятских Степных Дум показывает, что они стали деятельными органами национального самоуправления.

     Бурятское общество выдвинуло из своей среды немало должностных лиц, активно выступавших за развитие хозяйства и культуры бурятских ведомств в защиту интересов своего народа. Опыт Степных Дум показывает, что они ка национальные органы самоуправления способствовали росту активности, ответственности, предприимчивости среди родовой верхушки и ламства, выдвижению из их среды видных деятелей. Деятельность кочевых бурятских Степных Дум привела к укреплению экономических связей между ведомствами, что дало возможность создать внутренний рынок, развивать культурные и религиозные связи все это стало основой для завершения формирования и развития бурятской народности.

     Верхоленская Степная Дума была образована 10 декабря 1824 года. С 1818 года главным тайшой являлся Алексаха Ертагаев. Первоначально его резиденция находилась в Тотском улусе первого Абызаевского рода, а затем в Хоготовском селении того же рода Верхоленского ведомства. В его ведение входило шесть родов, они проживали в сорока улусах и трех селениях. К середине XIX столетия «общее число инородцев было: кочующих ясашно-крещеных мужчин – 190, женщин – 87, крещено-оседлых мужчин – 97, женщин- 129, инородцев кочующих шаманской веры мужчин – 5885, женщин – 1226. Имелось почтовых домов – 2, сельских тюрем – 3, училищ – 2, караулов при экономических магазинах – 19, питейных заведений – 7, лавок частных – 24, пожарных сараев – 22, кузниц – 86, мельниц – 10, частных домов – 3609, винных складов – 1, ледников- 2. С января 1899 года  дума была ликвидирована и разделена на три управы: Вехнеудинскую, состоящую их трех родов (Ользоновский, 1-й и 2-й Буровский), Баяндаевскую, состоящую из трех родов (Баяндаевский, Бахаевский, 2-й Абызаевский) и Хоготовскую, состоящую из  1-го Абызаевского рода.

     Управление Степных Дум царское правительство хотело подчинить бурят общим, действующим в России законам, сравнивая права и  обязанности с русскими крестьянами. Закон о крестьянских инородческих начальниках является началом полного подчинения бурят действию общероссийского законодательства. Он становился полным хозяином в бурятской волости. Тяжелой повинностью для сельского населения явилось содержание нового аппарата управления.

      Столыпинская реформа, связанная с перенаселением безземельных крестьян европейской России в Сибирь, стала настоящим бедствием для бурят. По данным отчета заведующего переселением и землеустройством в Иркутской губернии, к 1 января 1917 года размеры землепользования бурят Верхоленского уезда сократились на 51 процент. У бурят Иркутской губернии число скота на 100 душ населения сократилось с 381 в 1887 году до 184 в 1917 или более чем на 51 процент.