Электронная память Баяндаевского района

cropped-cropped-Лого.png

якутский тракт

         

     Якутский тракт, заложенный на заре XVII века, был основной магистралью, связывающей Иркутск с северными населёнными пунктами Иркутской губернии и с Якутским краем. По нему осуществлялись перевозки грузов, почты, людей до Качуга, до Верхоленска и дальше в летний период водным путём по реке Лене вплоть до Якутска и далее. Обратно оттуда возили золото, пушнину и другие грузы. Регулярные перевозки грузов на север относятся к концу XVII века. Тогда Якутский тракт представлял улучшенную грунтовую дорогу с верстовыми столбами и ямскими дворами, где гонцы – ямщики сменяли лошадей.

          В связи с учреждением 1782 года государственного Почтового департамента ямские дворы стали называться почтовыми станциями. При образовании станций Иркутским губернским архитектором Лукиным был дан план почтового дома со всеми необходимыми дворовыми постройками для лошадей и экипажей. Таким образом, по Якутскому тракту, и в том числе вблизи селений Гулун-Тумура (ныне на территории рядом с селом Ользоны), Шехаргуна Баяндаевского рода, и в нескольких километрах от Старого Хогота абызаевского рода были построены первые срубы почтового дома с русскими печами, с кухонным очагом, с деревянными полами. Ямщикам тогда предписывалось содержать почтовый дом в исправном содержании. Лошади должны были быть наготове к почтовой езде, на дугах привязывали колокольчик, мелодичный перезвон можно было слышать издалека, особенно морозным вечером. Иногда к дуге привязывали несколько колокольчиков, которые звучали по – разному и создавали приятную композицию. Так получалась «Ямская гармонь».

          От Иркутска до Качуга такими станциями стали ныне всем известные населенные пункты Хомутово – Оёк – Харганай (Усть – Орда) – Ользоны – Баяндай – Хогот – так далее до Качуга. Примерно через каждые 30 вёрст почтовых станций были установлены верстовые столбы. Расстояние от селения Ользоны до Баяндая составляло – 29 вёрст, с селения Баяндай до селения Хогот 29 вёрст. По-бурятски почтовые станции назывались «уртоо». До сих пор это название бытует среди хоготовских бурят, так как в селении Хогот находилась почтовая станция.

          Обслуживание ямской гоньбы между станциями было возложено на местное население, которое несло специальную «ямскую повинность». При создании в 1782 году государевой ямской службы на огромные просторы Сибири переселились специальным указом жители центральных регионов России, которые несли службу при ямских дворах.

          Возникновение селений Ользоны, Баяндай, Хогот на нынешнем месторасположении связано с появлением на Якутской столбовой дороге ямщицких заезжих дворов, почтовых станций, затем постоялых дворов. В XIX в начале XX века между русским и бурятами устанавливаются тесные связи, стало распространенным явлением смешанные браки, появилась особая группа населения – ясашные.

       Из почтовой карты Иркутской губернии 1798 года видно, что на станциях Ользоновской, Баяндаевской, Хоготовской меняли по 12 лошадей и содержали станцию и лошадей местное население по наряду. В 1860- годы XIX века почту по Якутскому тракту перевозили два раза в неделю. С 90-х годов XIX века условия почтово-пассажирских перевозок по Якутскому тракту определялись особым документом – «Кондициями на содержание казённых почтовых станций Приленского тракта». В 1865 году в почтово-пассажирских перевозках от Иркутска до Верхоленска было занято 120 лошадей, в 1889-150, 1907-420.

       «Ведомость о почтовых и обывательских станциях Иркутской губернии, отданных на содержание с 01.01.1870 по 01.01 1872 год» гласит: в Ользоновской, Баяндаевской и Хоготовской почтовых станциях имелись по 6 пар почтовых лошадей, от населения по две пары на каждую станцию.  По смете планируемая цена за содержание каждой пары в 1870 году составляла в Ользоновской станции 799 рублей, обывателям – 749 р., Баяндаевской почтовой станции -773, обывателям – 470 руб., Хоготовской станции – 850 руб., обывателям – 750 руб.

      С севера в Иркутск возили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конские волосы, соль и рыбу. Кроме больших партий грузов, на север перегоняли большие партии скота.

       В начале XX века стоимость провоза груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 копеек, зимой 30-40 копеек. Пассажирский тариф от Иркутска до Качуга составлял от 63 до 95 копеек за перегон в одну сторону. В 1910 году стоимость версты от Иркутска до Качуга устанавливалась в размере трёх копеек.

       Как известно, до Октябрьской революции бурятские нойоны наряду с ведением земледельческо-скотоводческого хозяйства, занимались торгово-промышленным предпринимательством, который приносил немалый доход. Почтовая гоньба тоже приносила им значительный доход. На каждую пару лошадей казна платила им по 1800 рублей, не считая прогонных денег, которые взимали почтодержатели с проезжающих. Другой вид предпринимательства – торговля приносила им большие доходы. Все нойоны имели мануфактурные лавки в русских селениях и бурятских улусах. Тайша Верхоленского ведомства Александров, живший в улусе Шутхалун, имел питейное заведение в Хоготе, Серебренников – в Ользонах, Пётр Бабакин – одно питейное заведение в селении Баяндай. Кроме того, предприниматели продавали скот крупными партиями на север.

      Почти все нойоны являлись содержателями почтовых станций и занимались почтовой гоньбой. Источники свидетельствуют, что несколько почтовых пар держал тайша Верхоленского ведомства Буубай Орхоков (1850-е годы), крупные предприниматели Александров, из Гахан —  Ертагаев и другие.

       Воспоминания Зайдигаловой Антонины Гавриловны (1921 г.р.), жившей в селе Баяндай по рассказам её деда Иона Зайдигалова: «В 1900-е годы Михаил Недосекин держал заезжие дворы в селениях Баяндай и Ользоны и занимался почтовой гоньбой, извозом грузов, арестантов на север. В Баяндае он держал для почтовой гоньбы 20 лошадей, в Ользонах – 10, остальные 25 лошадей были заняты для других работ. Купец Брегель, мещанин И. Башкиров имели лавки, продавали мануфактуру, спиртное и другие товары».

        По справочнику Населенных мест Иркутской губернии за 1890 год в селении Баяндай насчитывалось 43 хозяйства, в Ользонах — 28, Хоготе – 39 хозяйств. Баяндай тогда имел две маленькие улицы Трактовая и Заречная. По Заречной улице жили бедные люди.

        После столыпинской реформы в поисках лучшей доли приехали многие крестьяне в Сибирь. С 1909 г. по 1914 годы на территории Баяндаевской, Хоготовской, Ользоновской  волостей появились новые участки переселенцев. Были образованы на территории Баяндаевской волости переселенческие участки: Покровка, Кольцовка, Гоголевка, Шаманка, Васильевка, Вершинск, Даниловка, Еленинск, Игоревка, Каменка, Толстовка, Алексеевский-Тургеневский, Пушаковский, Сиваковский, Холонгойский. На территории Ользоновской волости появились участки Степной, Шарахерский, Журкинский. На территории Хоготовской волости появились участки: Воронцовка, Духовщина, Лидинская, Лиственичный. Многие участки расселились вдоль Якутского тракта. Многие не прижились.

            Селения Ользоны, Баяндай, Хогот были перевалочными пунктами, расположенные на Якутском тракте. В дореволюционные времена по Якутскому тракту проходили этапы заключенных, державшие путь на Качуг, Верхоленск и далее по реке Лене – на север Иркутской губернии и Якутию. По Якутскому тракту власти перемещали арестантов — политических ссыльных к месту поселения в сопровождении жандармов. По дороге, останавливаясь на отдых, в этих перевалочных пунктах арестантов на время закрывали в пересыльных тюрьмах. По этой дороге в XVIII веке в 1791 -1792 годы сосланный из Санкт-Петербурга на Илим, по Якутскому тракту, через наши маленькие тогда селения Ользоны – Баяндай – Горхон —  Хогот – Шутхалун, проходил первый русский революционер Александр Николаевич Радищев. Ехал он санным путём по Якутскому тракту, сопровождаемый жандармами, а зимой по Лене-реке через Усть-Кут добрался до Илимского острога на место поселения. Через наши селения прошли этапы, в которых находились декабристы и петрашевцы, польские повстанцы и меньшевики.  Николай Федосеев – первый марксист России, будущие руководители Советского государства — Лев Троцкий, Феликс Дзержинский, Валериан Куйбышев, Михаил Фрунзе, Вячеслав Молотов, Сергей Киров, Станислав Косиор и многие другие. В числе заключенных политссыльных был Карл Некунде, имя которого носит с 1977 года трактовая улица села Баяндай.

       В советские времена до Великой Отечественной войны крестьяне наших улусов и деревень выполняли дорожно-гужевые повинности по перевозке грузов на север. Ямщики-крестьяне ходили с обозом гужевого транспорта из Иркутска до Качуга. Возили продукты питания, одежду, различное оборудование. Завоз осуществляли в зимнюю пору. С Качуга река Лена становится судоходной для крупнотоннажных морских и речных судов. В летний период речным путем по реке Лене груз доставлялся на север.

       В 30-е годы прошлого века, в связи с расширением освоения Севера, село Баяндай становится крупным автотранспортным узлом. В 1933 году 7 июля Постановлением СНК СССР № 1380 организовано государственное Ангаро-Ленское транспортное управление «Ирзолототранс», осуществлявшее перевозку грузов по трактам и водным путём для золотопромышленных предприятий, расположенных в Восточно-Сибирском крае и Якутской АССР. Предприятие было ликвидировано 1 марта 1951 года.

       Село Баяндай в 1933 году становится транспортным узлом. Баяндаевский постоялый двор для ямщиков переносится в селение Гоголевка (ныне Половинка). Тогда в селе Баяндай были построены и размещены четыре крупных гаража, которые назывались «Верхлентранс», «Золототранс», «Слюдатранс», «Верхленгоспар».

       Гараж «Верлентранса» находился по улице Трактовой (ныне Некунде). Позже на том месте расположился гараж автоколонны. Место расположения гаража «Золототранс» — ныне переулок Клубный и улица Трактовая. Гараж «Ленгоспар» находился, в районе  переулка Строительный. После закрытия там размещалась заготовительная контора. Все гаражи имели свои ремонтные базы и одно предприятие «Золотопродснаб». Также по архивным данным в селе Покровка, на территории колхоза им. Сталина находился гараж «Якутсельхозснаб». Для транзитных шоферов специально строится гостиница по улице Трактовой (ныне Некунде). Это двухэтажное деревянное здание было перекатано из города Иркутск. Позже в нём размещался школьный интернат, затем райисполком, который сгорел в начале 1990- го года.

       На автомашинах «ЯРАЗ», оснащённых газоконденсатными двигателями, которые использовали в качестве топлива, возили грузы на север. Для заправки таких машин в улусе Мельзаны была открыта «Чуркобаза».

       Ещё до войны существовало три дорожных участка в селах Ользоны, Баяндай и Хогот. Участки обслуживали дорогу по Якутскому тракту, начиная с Ользон до границы Качугского района. Тогда дорога была гравийная. В зимний период убирали снежные заносы. На продуваемых ветрами местах тракта расставляли специальные щиты вдоль тракта. Весной осенью, летом дорогу постоянно ремонтировали, чистили канавы, водостоки, засыпали ямы гравием, выравнивали полотно дороги.

 Своё значение Якутский тракт, как главная артерия по снабжению Севера грузами, сохраняла вплоть до строительства Байкало-Амурской магистрали. С введением в эксплуатацию БАМа Якутский тракт (к тому времени известныйв народе как Качугский) перешёл в разряд дорог регионального значения. Основной грузопоток стал проходить по железной дороге до Усть-Кута.